Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую обыватели часто называют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных названий не является научно-обоснованным и верным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более семи лет назад, основная масса адвокатов, судей, следователей, юристов все также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертизы.

Из-за такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в общей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются специальные познания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

В этих случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, из-за чего сроки расследования затягиваются по причине элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспорта и иных объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по покрытию автомобильной дороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного полотна, неверное расположение дорожных указателей и другие негативные особенности ситуации.

Для проведения судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для исследования необходимо изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент происшествия.